МОУ "Еландинская ОШ" - работа с одаренными и способными детьми
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Четверг, 26.04.2018, 22:12
МКОУ "Еландинская
основная
общеобразовательная
школа
 
 
 
Дорогие ребята!
Уважаемые взрослые!
Мы рады приветствовать Вас на страницах сайта
МКОУ "Еландинской основной общеобразовательной школы"
Надеемся, что представленная информация будет интересна и полезна для Вас.


Детский телефон доверия     Линия помощи «Дети Онлайн» 


       

           
 

Виртуальный музей боевой славы

ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ

«Горячая линия» по вопросам оплаты труда

Телефон "Горячей Линии" по вопросам незаконного сбора 
денежных средств в образовательных организациях 8 (38596) 2-15-56

Меню сайта 

О школе 

Документы 


БИЦ 


Для учителей 


Для учеников 


Мероприятия

Разное 

Адрес школы


659448     Алтайский край
Целинный район
село Еланда
ул. Коммунистическая д.22

тел.:      8(385)96-1-16
факс.:    8(385)96-1-16

E-mail: 
elanda-school@mail.ru

Погода



Мы на карте

работа с одаренными и способными детьми


ПРОГРАММА
работы с одаренными и способными детьми
в МКОУ «Еландинская основная общеобразовательная школа»

I. Пояснительная записка
 
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по иностранному языку.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются. Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта.
 
II Актуализация проблемы "Работа с одарёнными и способными школьниками"
 
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества "хорошая школа”? · Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. · В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. · В школе должны быть свои традиции. · Школа должна давать современное образование. · В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
 
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
 
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
 
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, "что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: "Способности – объяснение вашего успеха”.
 
III Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
 
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
 
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
 
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
 
Формы работы с одаренными детьми:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы, чемпионаты, интеллектуальные игры;
- элективные курсы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность и участие в конференциях разного уровня.
 
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной); - В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
- Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными:
- развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
 
Цель программы:
 создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
 
Задачи:
- изучение природы детской одаренности;
- выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
- создание базы данных в рамках Программы;
- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- организация совместной работы ОУ и прочих учреждений по поддержке одаренности;
- развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
 
Задачи первой ступени образования школьников:
- определение и развитие творческого потенциала младших школьников;
- формирование устойчивого интереса к учебной деятельности;
- развитие интереса к исследовательской деятельности;
- формирование основ теоретического мышления;
- формирование элементов самостоятельной деятельности;
- развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;
- формирование положительного отношения к себе, человеку;
- формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.
 
Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
- Выявление одаренных и способных детей;
- Создание банка данных «Одаренные дети»;
- Разработка индивидуальных форм работы;
- Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
- Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, краевых олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, краевые ученические конференции;
- Разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений района Организация воспитательной работы в рамках программы:
- Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
- Формирование высокой речевой культуры;
- Пропаганда здорового образа жизни школьника;
- Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
 
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- Принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
- Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
- Принцип научности и интегративности;
- Принцип гуманизма и демократизма.
 
Предполагаемые результаты
- увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
- повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
- повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.
 
 
 
<<< >>>






Поиск

Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Сетевой город
Сетевой Город. Образование

Важно



Друзья сайта










Обсуждение законопроектов












Единое окно доступа к образовательным ресурсам







Центр здоровья для детей КГУЗ «АККДБ»


Статистика